Живописная и гостеприимная Чехия по праву считается одной из самых благополучных стран Европейского Союза. За последние несколько лет экономические показатели данного государства значительно возрасти. Стремительно развиваются уровень медицины и социального обеспечивания в Чехии, что привлекает мигрантов из стран бывшего СНГ — в том числе и трудовых.
Однако для того, чтобы беспрепятственно жить и трудиться на территории Чехии, россиянину необходимо оформить рабочую визу. В данной статье пойдёт речь об особенностях оформления чешской рабочей визы для гражданина Российской Федерации, о сроках её получения, стоимости, и других нюансах, связанных с данной процедурой.
Как россиянину получить рабочую визу в Чехию?
Чехия придерживается относительно лояльной миграционной политики, особенно в отношении легальных трудовых мигрантов, чья деятельность способствует дальнейшему экономическому развитию страны. Тем не менее, для оформления чешской рабочей визы требуются следующие основания:
- Наличие трудового договора или приглашения на трудоустройства;
- Наличие собственного бизнеса на территории Чехии;
- Владение чешским языком на уровне свободного общения;
- Отсутствие непогашенной судимости в Чехии и Российской Федерации;
- Наличие личной или арендуемой жилплощади в рассматриваемом европейском государстве.
Сам претендент на получение въездного документа рассматриваемого типа не должен:
- Быть нарушителем миграционного режима любой из стран Европейского Союза;
- Находиться в чёрном списке ЕС (запрет на въезд);
- Быть репатриантом Чехии;
- Претендовать на должность, не входящую в общеевропейский перечень допустимых для предоставления иностранными гражданам.
Для получения чешской рабочей визы заинтересованному лицу необходимо обратиться в консульство Чехии на территории Российской Федерации
Список необходимых документов
В перечень документов, необходимых для оформления чешской рабочей визы, входят следующие обязательные акты:
- Заявление на предоставление рабочей визы (оформляется собственноручно заявителем на чешском языке);
- Заграничный паспорт, действительный в течение минимум 8 месяцев;
- Трудовой контракт или приглашение на трудоустройство от чешского работодателя;
- 2 цветные фотографии формата 3,5 на 4,5;
- Справка об отсутствии непогашенной судимости;
- Сертификат, подтверждающий степень владения чешским языком;
- Результаты медицинского осмотра, подтверждающие отсутствие опасных венерических и инфекционных заболеваний;
- Фискальные реквизиты, свидетельствующие о наличии у заявителя достаточных средств для проживания в Чехии в течение первых месяцев;
- Документ, подтверждающий квалификацию заявителя (диплом об окончании ВУЗа, лицензия и т. д.);
- Данные работодателя (личные данные директора предприятия, адрес места предполагаемого трудоустройства и т. д.).
Документы предоставляются в виде оригинальных актов и приложения в виде легализованных, переведённых (при необходимости) и нотариально заверенных ксерокопий.
Кроме рабочей визы, гражданину российской Федерации, собирающемуся работать на территории Чехии, необходимо оформить так называемую «рабочую карту». Для оформления данного документа потребуются следующие акты:
- Трудовой договор;
- Паспортные идентификационные данные;
- 4 визовые фотографии;
- Лицензия или диплом специалиста, подтверждающие уровень его квалификации (подтверждения легитимности диплома не требуется);
- Приглашение на работу с указанием количества рабочих часов и предполагаемой зарплаты (не менее 2 000 крон в месяц).
Срок получения
Прошение о предоставлении чешской рабочей визы рассматривается в течение 20-30 рабочих дней. В течение указанного выше срока гражданин, подавший соответствующее ходатайство, может вызываться в чешское консульство на собеседование. Неявка на собеседование по неуважительной причине рассматривается как уклонение от прямых обязанностей претендента на получение визы. В таком случае процесс рассмотрения документов приостанавливается, и гражданину может быть отказано в предоставлении рассматриваемого въездного документа.
По прибытию на территорию Чехии по рабочей визе, иностранный гражданин в течение 3 дней обязан подать прошение о предоставлении рабочей карты в МВД рассматриваемого европейского государства. Данный документ предоставляется в течение 30-90 дней с момента подачи заявления.
Стоимость
Стоимость рабочей визы в Чехию напрямую зависит от её типа и сроков оформления:
- Краткосрочная виза, оформляемая для сезонных работ — 35 евро;
- Срочное оформление краткосрочной рабочей визы — 70 евро;
- Долгосрочная рабочая виза — 100 евро.
При переезде семьи трудового мигранта по месту работы данного гражданина, плата за оформление визы на детей, младше 6 лет, не взимается. Стоимость рабочей карты Чехии на период 2018 года составляет 95 евро.
Максимальный и минимальный срок пребывания в Чехии по рабочей визе
Срок пребывания в Чехии по рабочей визе напрямую зависит от типа данного въездного документа. Таким образом, минимальный срок пребывания по краткосрочной чешской визе составляет 30 дней, а максимальный — 90. Долгосрочная виза в большинстве случаев выдаётся на год с возможностью продления. Максимальный срок пребывания в Чехии по долгосрочной визе составляет 5 лет.
Условия продления
Продлить чешскую рабочую визу можно в региональном отделении МВД Чехии (ближайшем по отношению к месту проживания трудового мигранта). Заявление на продление рассматриваемого въездного документа подаются не позднее чем за 30 дней до окончания срока легитимности текущей визы. К заявлению о продлении рабочей визы прилагаются следующие документы:
- Заграничный паспорт;
- Документация, подтверждающая факт наличия собственного или снимаемого жилья (прописка, документы об аренде и т. д.);
- Трудовой договор (Pracovni smlouva), содержащий следующие актуальные сведения:
- Количество рабочих часов;
- Уровень заработной платы (чистой и с вычетом налогов);
- Описание трудовых обязанностей в соответствии с занимаемой должностью;
- Срок легитимности трудового контракта;
- Печать компании (проставляется на каждой странице трудового контракта).
Затем трудовому мигранту необходимо обратиться в Центр занятости Чешской Республики с целью продления трудовой карты. В случае смены работы или должности, сотрудник и работодатель обязаны уведомить органы МВД Чехии и получить соответствующее разрешение.
Может ли россиян получить гражданство Чехии, имея визу?
Работа на территории Чехии — предел мечтаний многих российских трудовых мигрантов. Однако существует ли возможность получения статуса чешского подданного на основании наличия рабочей визы? Такая возможность предоставляется обладателям долгосрочного разрешения на работу, прожившим на территории данного европейского государства более 5 лет. При соблюдении данных условий, заинтересованному лицу надлежит действовать следующим образом:
- Спустя 1 год после официального въезда на территорию Чехии, оформить вид на жительство;
- Подготовить необходимые для оформления чешского гражданства документы;
- Через 5 лет, не позднее чем за 90 дней до истечения срока действия ВНЖ, направить ходатайство о принятии в ряды граждан в миграционные органы МВД Чехии;
- В случае вызова на собеседование в течение периода рассмотрения документов — не игнорировать приглашение и являться по требованию. В противном случае процесс рассмотрения документации будет прерван;
- Получить согласие или отказ чешских властей на принятие в ряды подданных данного государства.
Претенденту на получение статуса чешского гражданина следует заранее подготовить следующий пакет документов:
- Удостоверение личности гражданина Российской Федерации;
- Заграничный паспорт;
- Свидетельство о рождении;
- Акты о гражданском состоянии (свидетельства о заключении брака или о разводе);
- Справка о несудимости на территории Чехии;
- Действительный вид на жительство;
- Медицинский документ, определяющая отсутствие у претендента на гражданство серьёзных заболеваний, требующих карантинного режима;
- Автобиография на чешском языке;
- Документы, свидетельствующие об официальном трудоустройстве и достаточном для проживания в Чехии заработке;
- Акты, подтверждающие наличие собственного или снимаемого жилья на территории Чехии;
- Документы на несовершеннолетних детей, при наличии таковых;
- Пакет ксерокопий представленных в данном списке документов.
Важно! Документы, выданные в Чехии, могут быть заверены исключительно чешским нотариусом.
Ксерокопии актов в обязательном порядке заверяются нотариально. Документация, изданная на территории Российской Федерации, так же требует юридического перевода и легализации.
Альтернативные варианты иммиграции в Чехию
Несмотря на значительную лояльность чешской миграционной политики, оформление рабочей визы остаётся сложной и затратной процедурой. К тому же, при отсутствии востребованной на территории данного европейского государства профессии, шансы трудоустроиться невелики. Однако чешским законодательством предусматриваются следующие альтернативные варианты иммиграции в Чехию:
- Заключение законного супружества с гражданином рассматриваемого государства;
- Репатриация граждан, имеющих прямое отношение к чешскому этносу;
- Прохождение очного обучения в одном из ВУЗов Чехии;
- Вложение весомых инвестиций в экономическое развитие рассматриваемого государства;
- Волонтёрская деятельность. На территории Европейского Союза к волонтёрам относятся с особым уважением. Оформить вид на жительство в Чехии добровольному помощнику сравнительно не сложно;
- Наличие другого подданства Евросоюза.
На всей территории Европейского Союза, за исключением Люксембурга и Нидерландов действует программа упрощённого оформления второго европодданства. Таким образом, гражданин любой страны ЕС может, при необходимости, оформить и чешское гражданство (спустя всего 3 года после официального въезда в страну).
Но что делать россиянину, если таковой не состоит в числе граждан ни одной из стран, входящих в состав Евросоюза?
Самым простым и популярнейшим способом решения данного вопроса является принятие румынского гражданства. В членстве ЕС Румыния состоит с 1 января 2007 года, что позволяет её гражданам пользоваться привилегиями подданных Евросоюза. Кроме того, сам процесс принятия подданства рассматриваемой страны отличается прозрачностью и рядом неоспоримых преимуществ:
- Отсутствие необходимости в существенных тратах. Консульский сбор за рассмотрение документации составляет не более 70 евро;
- Для получение статуса гражданина уровень знания румынского языка значения не имеет;
- Гражданам, собравшим необходимые документы и имеющим право на предоставление румынского подданства в данной привилегии отказывается крайнее редко;
- Ответ на запрос о принятии гражданства Румынии приходит оперативно — в течение года с момента подачи документов;
- Проживать на территории Румынии для получения статуса гражданина этой страны не требуется. Так же отсутствует необходимость в оформлении долгосрочной рабочей визы и постоянного вида на жительство.
Для подачи документов на гражданство Румынии выезжать за пределы России не требуется. Достаточно подать заявление в консульство данной европейской страны.
Кто имеет право на румынское гражданство?
В соответствии с законом Румынии «О Репатриации», ходатайствовать о принятии в ряды румынских подданных имеют право россияне, которые относятся:
- К этническим румынам;
- К иностранным (с позиции Румынии) резидентам, долгое время (более 5 лет) проживавшим, обучавшимся или проходившим военную службу на румынской территории;
- К родственникам румынских подданных, в том числе, законных супругов;
- К потомкам лиц, проживавших в Румынии вплоть до 1940 года. Необходимо уточнить, что в состав Румынии первой половины 20 века, помимо нынешних земель, входили:
- Молдавия;
- Северная Буковина, ныне являющаяся частью Украины;
- Часть Венгрии рядом с Трансильванией.
Нормативы закона о репатриации не принуждают этнических румын и потомков румынских граждан возвращаться на историческую родину. Однако для того, чтобы доказать родство с предками из Румынии, заинтересованному лицу предстоит подготовить прочную доказательную базу.
В перечень документов, требуемых для оформления румынского гражданства, входят следующие акты:
- Действительный заграничный паспорт;
- Внутренний российский паспорт;
- Свидетельство о рождении;
- Прошение о предоставлении румынского подданства на имя уполномоченного консула (составляется на румынском языке);
- Акты гражданского состояния (свидетельство о браке или разводе при наличии, документы о смерти близких родственников, и т. д.);
- Документальное подтверждение наличие предков, живших в Румынии до 1940 года;
- Идентификационные данные одного из родителей претендента на статус гражданина Румынии в качестве дополнительного доказательного материала;
- Документы, доказывающие отсутствие у претендента проблем с законом как на территории Румынии, так и в Российской Федерации.
Если гражданство Румынии присваивается несовершеннолетнему ребёнку, то родителям отпрыска необходимо подготовить следующие документы:
- Свидетельство о рождении или усыновлении ребёнка;
- Справка о посещении учебного заведения;
- Письменное разрешение одного из родителей на присвоение отпрыску статуса гражданина Румынии и соответствующий доверительный акт (в случае, если ребёнок проживает только с одним из родителей).
Итоговый пакет документов может быть передан:
- В ближайшее по отношению к месту жительства консульство Румынии;
- В миграционное отделение румынского Министерства Юстиции (отделения — в Яссах и Бухаресте).
Результаты рассмотрения ходатайства отправляются заявителю по адресу его официальной прописки. Если вопрос решён в пользу заявителя, данный гражданин вызывается по месту подачи документов для сдачи присяги, после чего ему вручается гражданский сертификат. Данный акт позволяет в ближайшее время оформить внутренний и зарубежный румынские паспорта. На основании гражданских документов Румынии их обладатель может беспрепятственно проживать и трудиться в любой стране Европейского Союза, включая Чехию.